Чему я научился в Школе редакторов
Год назад для меня началась Школа редакторов. Я совру, если скажу, что год был простым и без школы. Нет, год был напряжённым и сложным. Но школа дала те умения и возможности, те вызовы и сложности, которые помогли со всем справиться. Год — срок, за который может быть выкован настоящий редактор. Пусть у меня это до конца не получилось: я не умею согласовывать замечания, не готовлю вкусные информационные продукт и меня не зовут работать в бюро, но чему-то я точно научился.
Чтобы узнать, чему предметно учат в школе, посмотрите рубрикатор тем на сайте Бюро. Там ровно то, что вы будете проходить — не больше и не меньше. Посмотрите блоги Бирмана, Ильяхова и Товеровского. Перечитайте Типографику и вёрстку Горбунова и новые книги бюро. Пролистайте советы. Я не буду переписывать план занятий или тематические статьи. Я расскажу о навыках, которые школа дала конкретно мне.
Инфостиль предлагает сначала высушить текст, а потом добавить мяса. Школа учит сначала выкинуть ненужное: пустое украшательство и повторы в интерфейсе; воду и пространные рассуждения в понимании задачи или пользовательском соглашении; пустую болтовню и расшаркивания на переговорах. Пройти по работе напильником нужно не чтобы сровнять углы. Мусор мешает видеть суть: ты срезаешь ненужное, чтобы увидеть проблему. И как только ты до неё добрался — держи до последнего.
Артём на третьей ступени заставляет копировать стиль документов для оформления понимания задачи. И это не бюрошные предрассудки. Думать об оформлении на этапе понимания задачи — лишнее. Важно концентрироваться на сути. Поэтому готовая тема оформления сразу выпячивает реальные проблемы работы. Скопируйте стили из моего дипломного понимания и используйте их везде.
В работе постоянно сталкиваюсь с мусором. Один висячий предлог может закрыть дырку в макете, но стоит его прибить — макет сразу развалится и придётся всё перевёрстывать. Это круто, потому что, прибивая предлог, ты вскрываешь проблему, которой до этого не видел.
Максим о текстовой гигиене и в вебинаре.
Чтобы результат радовал нужно радоваться процессу. Неважно сколько слёз ты пролил в общении с заказчиком, сколько бессонных ночей прошли над макетом, как глубоко ты прочувствовал материал. Пока ты не начнёшь радоваться работе, время идёт впустую. Работа не будет радовать, пока ты сам не начнёшь получать от неё удовольствие. Бесконечный кайф может принести незначительная деталь, но без неё самый масштабный и проработанный проект останется бездушным сотрясением воздуха.
Владимир Беляев предложил писать юридические термины с маленькой буквы. Это было непонятно и странно. Где это видано, чтобы стороны договора обзывались «клиент» и «исполнитель». На наши доводы Владимир предложил кайфануть хотя бы в учебной работе. В реальном проекте клиент может вбить в голову что угодно, у него могут быть бесконечные шоры или синдром утёнка. Но это не значит, что нельзя кайфовать. Нужно делать всё, как в последний раз. Выкладываться на полную и ловить кайф от сделанного. Иначе, зачем собственно жить.
Как говорил Джобс, живите каждый день, ведь он может стать последним.
Этот навык вытекает из редакторской гигиены. Когда ты отбросил лишнее — убрал стоп-слова, прибил предлоги, расставил якорные объекты по местам, разбил на абзацы и прописал заголовки; читаешь текст целиком и понимаешь, что он вообще не к месту. Если его оставить, то работа станет посредственной и ни о каком кайфе речи быть не может. Наступает прозрение, после которого ты превращаешься в жуткого мудака. Если раньше ты мог сказать: «И так сойдёт». То теперь понимаешь, что можешь сделать круче и это подталкивает тебя в очередной спор по Кемпу с заботой, леской и правом на «нет».
После школы ты делаешь круто не потому, что придёт и покарает злой арт-дир. Ты делаешь круто, потому что стыдно делать посредственно. ФФФ говорит не о бюджете, времени и функциональности, а о том чего нет в формуле — качестве. Приницип говорит, чтобы не пожертвовать качеством, не перерасходовать бюджета и не выйти за дедлайн нужно пожертвовать функционалом. Качество важнее функций.
О ФФФ на сайте бюро
Слава о том, почему круто делать круто
Артём о перфекционизме
Месяц назад я написал статью, в которой собрал все работы второй ступени школы. Я хотел дать стажёрам и редакторам возможность для беспрепятственного копирования и повторения удачных ходов прошлых лет. Статья провисела в блоге несколько часов, после этого я её выпилил. По разумному совету Артёма. Бездумно перерисовать чужие макеты недостаточно. Чтобы стать лучше, копировать нужно только лучшее.
Пока у тебя небольшая насмотренность, ты не можешь оценить качество исходного материала. Ты смотришь на чужие работы и бездумно тащишь из них ходы. Поэтому вместо цельной работы получается что-то раздробленное — разные решения, разные стили, разные цели. Чтобы эффективно копировать, нужно понимать задачу, которую решал автор. Поэтому перед тем как копировать, старайтесь думать о так, как автор.
Ян толково рассказал о копировании.
В дизайнеров вбивают, что нужно готовить несколько вариантов. Считается, что заказчик или арт-директор должен выбрать лучший, а производительность исполнителя оценивается количеством вариантов, которые он успел подготовить к встрече. Это предубеждение всячески подогревают нерадивые заказчики, которые требуют больше «вариантиков». Школа вслед за Альтшуллером учит, что ни одну задачу нельзя качественно решить перебором. Точнее, если ты идёшь перебором, значит не понимаешь задачи.
Заказчик не знает заранее, чего хочет. Поэтому, когда показываешь варианты у него сразу разбегаются глаза. Он оценивает не то, как решение справляется задачей. Он сравнивает варианты и ищет лучший среди них. Так устроена психология — если тебе дают право выбора, то ты начинаешь выбирать и искать аргументацию. Правильный порядок действий: потратить время на понимание задачи и найти решение, которое точно подойдёт.
Артём об идеальном решении.
Этот навык вырабатывается на второй ступени и без него нет жизни на третьей ступени. Ты можешь глупо потратить время и сразу погрузиться в задачу с головой — писать текст, собирать материал или рисовать макет. Но до тех пор, пока ты отвечаешь только за часть задачи, а не за проект целиком успеха не будет. Ты можешь тащить дипломный проект, согласовывать и пересогласовывать понимание задачи, но когда к защите у тебя нет домена или хостинга, то нет смысла во всей проделанной работе.
Начни делать все дела одновременно — дай задачу дизайнеру, отправь проект на обсчёт подрядчику, договорись с программистом и найди типографию. С первых секунд диплома проработай вопрос хостинга и технологической платформы. Также в работе — тащи одеяло во все стороны, пока оно не разорвётся.
Максим рассказал о том, как параллелить процессы.
Этот навык мне не поддался. Из всего набора переговорных тактик я усвоил только «докопаться до сути». Квалификация замечаний прошла как-то мимо. Но на самом деле — это ключевой навык стажёра и редактора. До тех пор, пока ты не научился слушать и слышать заказчика, даже самый кайфовый результат будет нужен только тебе самому. Поэтому сейчас я развиваю этот навык в себе, иначе все работы так и будут жить в столе.
У Артёма есть об этом совет: «Как согласовывать замечания». Читать на третьей ступени, как Отче наш.
Максим о замечаниях и согласовании.
Школа знакомит с горой знаний, ты начинаешь на неё взбираться, доходишь до какой-то точки. После этого понимаешь, что впереди ещё одна гора, а за ней ещё одна круче. Как только ты перестаёшь карабкаться, горы становятся выше, и ты скатываешься по склону. Поэтому нельзя останавливаться.
Меня вдохновляет опыт Ильяхова и Бирмана — кажется, они никогда не останавливаются. Отвлёкся на секунду, выпал из тусовки, а потом смотришь на их новые проекты — книги, рассылки и сайты. И понимаешь, что люди карабкаются, а ты остался где-то на периферии истории. Поэтому, не тормози, гони вперёд так быстро, как только можешь.
Осьминожки Товеровского и Ильяхова.
Макс советует не расслабляться.
Мне кажется, этой статьёй я только всё запутал. Люди идут в школу, чтобы научиться круто, модно, инфостильно писать. А их учат выносить мусор, кайфовать от работы, согласовывать замечания и параллелить процессы. Но это и правильно. Считаю, что не стать хорошим редактором, пока не стал хорошим человеком.